Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

миро жоан

Энциклопедический словарь

Миро́ Жоан (Miró) (1893-1983), испанский живописец, скульптор, график. В сюрреалистических композициях с утончённым декоративизмом имитировал наивность детского рисунка, обращаясь к алогическим ситуациям и формам («Женщина и птица в лунном свете», 1949).

* * *

МИРО Жоан - МИРО́ Жоан (1893-1983), испанский живописец, скульптор, график. С утонченным декоративизмом имитировал наивность детского рисунка, обращаясь к алогичным ситуациям и формам («Женщина и птица в лунном свете», 1949).

* * *

МИРО́ (Miro) Жоан (20 апреля 1893, Барселона - 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка), испанский художник, один из видных представителей сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ).

Годы учебы и начало творческой деятельности

В 1907-10 учился в Академии художеств Барселоны («Ла Лонха») у пейзажиста М. Ургелла Инглада и у профессора декоративных искусств Х. Паско Мериса. В 1912 возобновил занятия искусством в частной академии Ф. Гали. В 1918 создал со своими друзьями «Группу Курбе», противостоявшую консервативно-почвенническим тенденциям в каталонской культуре. В живописных работах 1913-17, с их радужными переливами цветов, наиболее отчетливо проявились фовистские (см. ФОВИЗМ) влияния («Прадес, деревня», 1917, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма).

От «поэтического реализма» к знакописи

В 1918 в творчестве Миро наступает период, получивший название поэтического реализма. В написанных с натуры пейзажах глубокие перспективы наполняются тщательно выписанными подробностями, тонкий рисунок мелких деталей образует ажурные узоры, обеспечивающие сквозной обзор глубины («Огород с ослом», 1918, Стокгольм, Музей современного искусства). В 1921 Миро переехал в Париж. Высшее достижение его «поэтического реализма» - «Ферма» (1921-22, Вашингтон, Национальная галерея), где в формат картины вписан целый космос, необъятность которого - не в бесконечно большом, а в бесконечно малом. Среда обитания человека трактуется как неглубокий слой переднего плана, за которым открывается бездна живой органики, витальных энергий, творящих мириады мельчайших биоформ.

Две последующие картины - «Вспаханное поле» (1923-24, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма) и «Каталонский пейзаж (Охотник)» (1923-24, Нью-Йорк, Музей современного искусства) - свидетельствуют о стремительной эволюции художника от наблюдения реальности к ее условно-знаковому претворению. Органические формы вытесняются геометрическими - конусами, шарами, треугольниками, появляются элементы чертежной графики - прямые и пунктирные линии, обозначающие функциональные связи и траектории движения.

Сюрреализм

В 1924, в год выхода «Манифеста сюрреализма» Миро сближается с А. Бретоном (см. БРЕТОН Андре), П. Элюаром (см. ЭЛЮАР Поль), Л. Арагоном (см. АРАГОН Луи) и другими участниками сюрреалистической группировки. Его первая сюрреалистическая картина -«Карнавал Арлекина» (1924-25, Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс), где текучие, невесомые существа произвольно меняют свою форму и положение в пространстве, уподобляясь колышущимся цветным теням или образам сновидений.

Во второй половине 1920-х годов сложился словарь идеограмм (см. ИДЕОГРАММА) Миро. В его составе можно выделить знаки, маркирующие пространство (условная линия горизонта, солнце и звезды в верхней части картины, волны или пучки растений - в нижней), и символы-посредники, или вестники, осуществляющие коммуникацию между двумя сферами: порхающая в воздухе птица, бегущий кролик, лестница, уходящая в небо, органы дистанционного восприятия - глаз и ухо, человеческая фигура со стопами, прилипшими к земле, и головой, спроецированной на фон неба («Персонаж, бросающий камень в птицу», 1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства; «Собака, лающая на луну», 1926, Филадельфия, Музей искусств).

Экспериментальные поиски 1930-х годов

В 1932-36 Миро создал серию картин по эскизам-коллажам. Вырезанные из каталогов изображения технических деталей в живописных композициях превращались в мягко очерченные биоморфные массы, являя парадоксальный изоморфизм механических и органических образований («Композиция», 1933, Берн, Художественный музей; «Живопись», 1933, Прага, Национальная галерея).

Откликом на события Гражданской войны в Испании стали два значительных произведения: крупномасштабное панно «Жнец» для Испанского павильона на Всемирной выставке в Париже (ныне утрачено) и «Натюрморт со старым башмаком» (1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства), в котором обыденные вещи испускают ирреальное свечение, словно они представлены в мгновение их гибели, растворения в грозовой стихии.

В 1940-41 была создана серия гуашей «Созвездия», ставшая одним из высших достижений в творчестве Миро. Поверхность листа трактуется как экран с двухсторонней проекцией, на котором запечатлеваются отображения и далеких небесных светил, и малых земных организмов. Соединяющие их линии создают впечатление упругой сетки, раскачивающей красочные тела и одновременно удерживающей их около некой точки равновесия.

Монументальные работы послевоенных лет

По окончании Второй мировой войны художник смог осуществить свою мечту о монументальном искусстве, открытом для широких масс. В 1947 он исполнил крупномасштабное настенное панно для отеля Хилтон в Цинциннати. В 1956 поселился в Пальма-де-Мальорка в доме с большой мастерской. Здесь совместно с керамистом Л. Артигасом им был выполнен заказ на оформление двух ограждений в комплексе ЮНЕСКО в Париже (1956-58). В последующие годы Миро создал ряд монументальных керамических панно, украсивших столовую в Гарвардском университете (1960-61), здание Высшей школы экономических наук в Санкт-Галлене (1964), ограду Фонда Мэг в Сен-Поль-де-Вансе (1968), аэропорт в Барселоне (1970).

Многогранный талант Миро проявился и в других областях - в скульптуре, керамике, сценографии, печатной графике, в поэтическом творчестве. В 1975 в Барселоне был основан Фонд Жоана Миро. В 1992 мастерская художника в Пальма-де-Мальорка была преобразована в музей.

Большой энциклопедический словарь

МИРО Жоан (1893-1983) - испанский живописец, скульптор, график. С утонченным декоративизмом имитировал наивность детского рисунка, обращаясь к алогичным ситуациям и формам ("Женщина и птица в лунном свете", 1949).

Энциклопедия Кольера

МИРО Жоан (Mir, Joan)

(1893-1983), испанский художник, родился 20 апреля 1893 в Барселоне. Учился в Барселоне: в 1907-1910 в Высшей школе изящных искусств Сан Хорхе, а в 1912 - в Художественной школе Гали. В 1919 Миро приехал в Париж, где примкнул к дадаистам. В 1924 подписал первый Манифест сюрреалистов вместе с А.Бретоном, П.Элюаром и др., а в 1925 экспонировал свои работы совместно с сюрреалистами на их первой выставке. Вскоре, по словам критика Бернара Дориваля, его стали считать "лучшим и, наверное, единственным по-настоящему большим художником этой группы". В 1940, после падения Парижа, он вернулся в Испанию, но вскоре переехал в Пальму на о.Майорка. В 1944 Миро в первый раз посетил Соединенные Штаты, где испытал сильное влияние американского абстрактного искусства. В 1958 Интернациональный художественный фонд Гуггенхейма присудил ему гран-при в размере 10 000 долларов за два больших настенных панно - День и Ночь для здания ЮНЕСКО в Париже. Умер Миро в Пальме на Майорке 25 декабря 1983. Художественный критик Джеймс Джонсон Суини назвал в качестве основных характерных черт творчества Миро радость, солнечный свет, здоровье, цвет, юмор и ритм. Комбинируя абстрактные и частично узнаваемые формы, он черпает вдохновение в воспоминаниях, снах и фантазии. Богатство воображения и спонтанность творчества характерны для таких работ художника, как Ферма (1922, Гавана, коллекция Хемингуэя), Собака, лающая на Луну (1926, Филадельфия, Музей искусств); Женщина и воздушный змей среди созвездий (1939, Нью-Йорк, коллекция Хелм). Миро известен также своими книжными иллюстрациями, гравюрами, гобеленами, расписной керамикой и эскизами балетных постановок.

ЛИТЕРАТУРА

Диль Г. Миро. М., 1995

Полезные сервисы